Возвращение катушечных магнитофонов
Ретро все чаще возвращается в моду. Уже неоднократно отмечалось, что наблюдается рост интереса к виниловым пластинкам. Похоже, теперь очередь дошла и до катушечных магнитофонов. Тем более что их кассетные «собраться» также переживают нечто вроде ренессанса.
Катушечный магнитофон — это тип магнитофона, в котором магнитная лента наматывается на катушки. До 1980-х годов катушечные магнитофоны широко использовались как на профессиональном, так и на любительском уровне. В связи с широким спектром применения использовались различные комбинации ширины ленты, количества дорожек и скорости.
Во время воспроизведения или записи лента перематывается с одной катушки на другую и движется перед магнитными головками, которые считывают, стирают или записывают сигнал в соответствии с операцией. Запись осуществляется в виде переменного намагничивания носителя ленты.
Сегодня в Украине работает специальный сервис объявлений, где можно купить катушечный магнитофон по хорошей цене без посредников, а также продать свой магнитофон без каких-либо комиссий.
Стандартная ширина ленты для катушечных магнитофонов, используемых в домашнем оборудовании, а также в монофоническом и стереофоническом студийном оборудовании, составляет 1/4 дюйма (6,25 мм). Наиболее популярными скоростями движения в любительском использовании были 9,5 см/с и 19 см/с — они обычно поддерживались в магнитофонах, предназначенных для домашнего рынка. Скорость 38 см/с также относительно часто встречалась в тех случаях, когда требовалось очень высокое качество, особенно в профессиональной практике. Другие скорости использовались реже. Скорость 4,76 см/с подходит только для записей низкого качества, например, для устных трансляций. Скорость 76 см/с для записей, целью которых является исключительно высокое качество.
В профессиональных приложениях использовалась лента шириной от 1/4 дюйма до 2 дюймов и применялась многодорожечная запись. Выпускались 2-, 4-, 8-, 16-, 24-, 32- и 48-дорожечные магнитофоны.
Благодаря более высокой скорости и большей ширине ленты высокое качество записи было не таким проблематичным, как при использовании кассет Compact Casette. Тем не менее, в катушечных магнитофонах также использовались системы шумоподавления.
Катушечный магнитофон: с чего все начиналось
Возможно, некоторые удивятся, но начиналась история магнитных катушек и, соответственно, магнитофонов для них еще в самом конце 70-х годов позапрошлого, 19-го, века. Тогда инженер из Америки Оберлин Смит познакомился с устройством фонографа Эдисона. Будучи человеком с экспериментаторской изобретательской жилкой, он начал искать новые варианты работы фонографа. И вот в определенный момент ему пришло в голову применять для записывания и воспроизведения звука такое физическое явление, как магнетизм.
История вопроса
Согласно его проекту, в качестве носителя должна была выступать нить из… хлопка. Однако в саму нить были вплетены элементы проволоки из стали. Смит опубликовал свои изыскания в специализированной литературе, надеясь, что найдется кто-нибудь, кто воплотить в реальность его проект. У самого инженера на тот момент не было времени заниматься всем этим.
Прошло два десятка лет, пока другой инженер, Вальдемар Поульсен (Дания), в 1989 году не модернизировал идеи Смита и не запатентовал технологию переноса звука на стальную проволоку, без использования хлопка.
Долгое время использование изобретения на практике было невозможно в силу технических причин. Дело стронулось с мертвой точки лишь в начале 20-х годов теперь уже 20-го века. Инженером Фрицем Пфлеймером была предложена уже не проволока, а гибкая лента, изготовленная на бумажной основе, на которую был нанесен тонкий слой оксида железа.
Воплотить в жизнь проект удалось на этот раз немецкому производителю BASF вместе с компанией AEG. Эти фирмы до сих пор успешно функционируют на современном рынке, правда, производят, по понятным причинам, уже не аудиокассеты.
Еще через несколько лет Вальтер Вебер – инженер также из Германии – заметил, что при воздействии на пленку переменными токами качество записи можно существенно улучшить.
Коммерческий рынок современных катушечных магнитофонов зародился в США. Магнитофоны, захваченные во время Второй мировой войны, попали туда, и началась работа по их дальнейшему развитию. Демонстрация одного из прототипов убедила Бинга Кросби организовать финансовую поддержку для запуска производства. В 1948 году в продажу поступил Ampex Model 200, который можно считать первым современным магнитофоном.
Запись на катушечную ленту так и не завоевала широкой популярности в качестве средства продажи фабричных дубликатов записей. Цена заводской записи на катушечные ленты всегда была намного выше, чем на конкурирующие носители, будь то грампластинки, кассеты или, позднее, цифровые носители.
Среди наиболее важных производителей катушечных магнитофонов — помимо упомянутой выше компании Ampex — можно назвать компании Akai, Nagra, Revox/Studer, Sony, Tandberg, Tascam/TEAC. В Польше катушечные магнитофоны производились компанией Unitra-ZRK им. Марцина Каспржака в Варшаве.
Цифровые катушечные магнитофоны также использовались в студиях (формат DASH), но цифровизация звукозаписи стала тем фактором, который привел к исчезновению катушечных магнитофонов. В 1980-х годах и профессиональный, и домашний рынки начали сокращаться.
Немецкие катушечные магнитофоны Roland
В мае 2018 года фирма Roland Schneider Precision Engineering из Дюссельдорфа объявила о возобновлении производства пленочных магнитофонов. Да не абы каких, а самых настоящих катушечных! На рынок они вышли под маркой Ballfinger, однако стоимость их демократичной назвать никак нельзя. Цена самого «доступного» варианта составляет 9 500 евро. Ну а за наиболее продвинутую модель придется выложить порядка 25 000 евро. Предусматривается даже возможность комплектации той или иной модели по своему усмотрению.
Магнитофоны на бобинах широко были распространены в период с 50-х по конец 80-х годов. Кое-где до сих пор можно увидеть этих габаритных «монстров», но часто техническое их состояние оставляет желать только лучшего.
В свое время бобинные магнитофоны обеспечивали действительно высококачественный профессиональный звук. Плюс ко всему, пленку на бобинах можно было редактировать путем разрезания и склеивания. Лишь в конце 90-х студии стали обзаводиться профессиональными цифровыми устройствами для работы со звуком.
Ну а простые потребители быстро забыли бобины – благодаря более компактным и удобным во всех отношениях кассетам. Не помогло даже то, что на бобинных лентах качество звука было объективно куда лучше, чем на кассетных.
Впрочем, благодаря Ballfinger, каждый сможет лично убедиться в чистоте «бобинного» звука. Ну… почти каждый. Ведь, как уже отмечалось, стоимость этих магнитофонов является далеко не самой доступной.