Как делают виниловые пластинки
В эпоху, когда любую музыку можно скачать в интернете в мире ежегодно продают 10 миллионов виниловых пластинок. Кассеты с музыкального рынка вытеснили компакт-диски, а уже в начале двухтысячных стали преобладать электронные носители. Появившись однажды, звукозапись вряд ли уже исчезнет, как вряд ли канет в лету винил.
- Кто первым начал записывать музыку на пластинке?
- Какое отношение к их производству имеют насекомые?
- Звук на каких носителях самый лучший?
- Почему меломаны предпочитают винил цифре?
Как сохранить звук и не допустить его бесследного исчезновения люди задумались еще в 16 веке. Первыми решить задачу с помощью пантографа попытались учёные-физики, но смогли лишь графически зафиксировать звуковые колебания голоса. Позаимствовал идею и довел ее до ума создатель электричества Томас Эдисон, и представил в 1877 году фонограф, который произвел настоящий фурор. На него записывали арии в исполнении Федора Шаляпина, итальянского тенора Энрико Карузо, голоса артистов парижского оперы. Но, носитель звука, валик с вертикально расположенной звуковой дорожкой, быстро изнашивался, тиражирование записей стоило очень дорого.
Не прошло десяти лет, как немец Эмиль Берлинер придумал граммофон с плоскими пластинками и горизонтальными звуковыми дорожками. Как и во времена Берлинера, сегодня производство пластинок начинается с изготовления болванки или лакера.
Лакер диск называется потому, что это алюминиевый диск очень ровный, на поверхность которого нанесен специальный лак. Он достаточно мягкий, чтобы в него воткнулся рубиновый резец, но в то же время достаточно жесткий, чтобы он не расплавился, потому что раньше функцию лакера выполнял воск.
Извивающиеся звуковые дорожки или так называемые канавки, который оставляет сапфировый резец, их нанесении на лакер требует постоянного контроля, поэтому станок оснащён микроскопом. Чтобы резец станка не перегревался и не деформировал поверхность, его охлаждают постоянно поступающим гелием. Устройство, с помощью которого на лакер наносят звуковые дорожки, в переводе с английского означает токарный станок. После того как лакер готов, его покрывают тончайшим слоем серебра, и, с помощью гальванического метода получают никелевый оттиск, который затем используют как матрицу для прессования пластинок.
В конце девятнадцатого века пластинки тиражировали из эбонита и из более дешевого шеллака, вещества вырабатываемого насекомыми в юго-восточной Азии, но диск из таких материалов был хрупким как стекло и служил совсем недолго. После войны американская фирма Коламбия, крупнейший на тот момент производитель пластинок, представила миру новый уникальный материал поливинилхлорид, известный всем как винил. Так появилась возможность сделать долгоиграющие пластинки, записывать на них не несколько песен, а целые альбомы.
В период расцвета прослушивания музыки на виниловых пластинках появились проигрыватели не только для домашнего использования, но и для баров, кафе, ресторанов и закусочных. Они были популярны вплоть до начала 90-х, затем их сменили проигрыватели cd дисков, часто стилизованные под ретро. Бросить монетку в автоматы и послушать любимую песню — за рубежом это развлечение было популярно и в 50-х, и в 80-х, и в 90-х.
Завоевав США, виниловые пластинки быстро распространились во всем мире. В СССР их слушали в основном дома, причем только тех исполнителей, кто вписывался в идеологические рамки. За виниловым джазом и рок-н-роллом шла настоящая охота меломанов, которые под угрозой тюрьмы приобретали с рук любимую музыку.
Принцип тиражирования пластинок за более чем полвека почти не изменился. Электро-химические процессы ведутся в гальванических установках с автоматическим регулированием тока. Пресс-формы обеспечивают равномерность температурного поля и высокую производительность. С одной формы может выходить до 10 тысяч пластинок. Готовая продукция проходит температурную выдержку, а перед упаковкой тщательно проверяется внешний вид пластинок.
CD и DVD и появившиеся позднее цифровые устройства к концу двадцатого века чуть не привели к закату эры пластинок. В начале двухтысячных начался как бы подъем и самый большой рывок по увеличению продаж, когда уже стало понятно, что винил возвращается. Он пришелся на 2005 год. Модные тенденции и желание приобщиться к великим, запись на пластинке начинали и Rolling Stones и Beatles, и их музыка стала классикой в своем жанре.
Прибыль от современных исполнителей поступает в компанию по выпуску пластинок. Для обеих из сторон это оборачивается не плохим бизнесом из-за возросшего спроса на иглу во всем мире.
После записи и сведения звуков фонограмма поступает в студию мастеринга, здесь происходит финальный этап доведения звучания до идеального. Чтобы правильно оценить звук, отделка студии совмещает как звукопоглощающие, так и отражающие материалы.
Винил капризный материал и имеет свои технические ограничения. Высокие частоты, сильные басы, излишне громкое звучание — при воспроизведении музыки с такими характеристиками возникает сильный шум или треск. Игла проигрывателя прыгает, может испортить поверхность.
В дело вступает мастеринг инженер, зачастую называемый звукорежиссером. У нас есть фонограмма в которой явно превалирует высокие частоты, с помощью супер точного эквалайзера мы от них избавимся. Задачи звукорежиссера заключается в том, чтобы сам артист заметил улучшение звучание. Искусство компромисса — так иногда называют мастеринг сами специалисты, ведь нужно оптимизировать звучание не изменив при этом гармонии произведения, его музыкальной сути и авторского почерка, и при этом вычислить и исправить какие-либо просчеты, пока запись еще не появилась на прилавках магазинов.
Чтобы проверить качество воспроизведения звука до, во время, и после записи, грампластинку проигрывают на высококлассном оборудовании. Колонки английского производителя, сделанные с использованием уникальных технологий и материалов, например: диффузор состоит из кевларовых нитей, твиттер с алмазным напылением для воспроизведения высоких частот, а форма позаимствована у морской раковины. Стоимость таких колонок доходит до миллиона рублей, но для любителей всего самого дорогого, ценового предела нет.
Последний станок для нарезки выпущен в восемьдесят девятом году их дальнейшее производство остановила звуковая эволюция. В России наиболее оснащенным был Апрелевский завод, но после его закрытия в 90-х часть производственного оборудования было распродано. Современным производителем винила приходится собирать аппаратуру с миру по нитке. Один из пультов мастеринга когда-то стоял в той самой студии на Abbey Road где Битлз записывали свои бессмертные хиты. А слушателей часто смущает стоимость проигрывателей, бытует мнение чем дороже, тем лучше.
Но это как любое high-end оборудование, чем выше прецизионность производства, тем больше качество звука. Разница между проигрывателями за 6000 и за 15000 огромна, а за 300 и за миллионы практически нет.
Многие музыку предпочитают слушать на компьютере или с телефона, а пластинки покупают совсем для других целей. Настенные часы, декоративные вазы, тарелки, веселые ветреные флюгеры или концептуальные женские или мужские украшения — у дизайнером найдется немало интересных предложений для использованных пластинок.
Весь виниловый рынок делится на разные сегменты, в том числе сегмент потребителей — это коллекционеры и аудиофилы и аудиоманы которые покупают винил, но в данном случае их интересует не только раритетные издания, а и современные тоже.
Самая дорогая и недосягаемая для коллекционеров пластинка — это выпущенный в 1958 году сингл группы The Quarrymen, в которой играли будущее Битлы. На аукционе цена раритета ничаниется от 170 тысяч долларов, но выставлять его на продажу владелец Пол Маккартни пока не собирается.
Тем, кто считает звучание на виниле самым музыкальным из всех и не признает других носителей, сегодня есть из чего выбрать. На пластинках выходит музыка почти всех жанров, причем современная электронная, как ни парадоксально, обгоняет джазовую и другие классические направления. Диджеи в клубах использует именно винил, проигрывая электронную музыку.
Формат винила подразумевает тактильное ощущение, с цифрой мы не чувствуем, некий вакуум, с винилом мы можем потрогать звук, посмотреть на него.
В современном музыкальном мире не прекращаются споры о том, звук в какой форме лучше. Цифровые технологии способны любую музыку сделать идеальной, но именно винил по мнению экспертов, лучше передаёт эмоцию и ближе к живому исполнению, а многих из нас еще и возвращает мысленно в детство.