Виртуальный закон

Автор: Елена Пацар

Расширенное заседание комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, состоявшееся в середине недели, было посвящено вопросам законодательного регулирования интернет-пространства.



Председатель комиссии, президент Союза журналистов Москвы Павел Гусев, приветствуя знатоков массовой коммуникации, не без удовлетворения заметил, что тема нынешнего заседания общественников «попала в струю». Ведь, как заметил общественник, проблемам виртуальной реальности уделяется всё больше внимания действующим и избранным президентами страны.

По словам Гусева, Интернет «со своими коммуникационными возможностями, ростом числа пользователей является составной частью гражданского общества». А значит, Общественная палата не может оставаться в стороне и должна принять самое активное участие в дискуссии о том, как нам обустроить Интернет.

Адвокат и член Общественной палаты Павел Астахов, как всегда, собранный, бодрый и подтянутый, к делу подошел очень ответственно. Основной доклад мероприятия, зачитанный им, сопровождался презентацией. Правда, для журналистов содержание большинства слайдов так и осталось загадкой.

Свежий, отремонтированный зал заседаний Общественной палаты дает возможность просмотра презентаций только самим членам ОП. Тогда как общество – журналисты и гости слушаний – воспринимали выступление Астахова только на слух.

По словам адвоката, Интернет стал неотделимой частью цивилизации. Ведь сегодня, как заметил Астахов, «даже дети начинают пользоваться Интернетом раньше, чем учиться писать».

Интернет, стремительно врываясь в нашу жизнь, привел к тому, что человечество входит в новый этап развития информационных технологий. Однако на виртуальную реальность, ставшую для нескольких миллионов россиян неотъемлемой частью существования, до сих пор не нашлось законной управы. Астахов заметил, что так называемые киберпреступления остаются зачастую безнаказанными, потому как интернет-просторы считаются пространством абсолютной свободы.

Отсутствие карательных мер за преступления в виртуальной реальности адвокат считает в корне неверным. А для того, чтобы найти грамотные методы регулирования интернет-пространства, Астахов устроил экскурс в интернет-историю других государств.

К примеру, в Исландии некоторое время назад 200 человек были осуждены за посещение порнографического ресурса. Дабы остальным было неповадно. А 70% исландских семей после показательных арестов добровольно установили у себя дома специальные фильтры, запрещающие доступ к «клубничным ресурсам».

Не нравится Астахову и обилие спама в электронной почте. По его убеждению, необходимо признать криминальную составляющую надоедливых рассылок. А чтобы спам не засорял почтовый ящик адресата, следует осуществлять перехват информации и обязать провайдеров выдавать по требованию информацию о своих абонентах.

Не обошел Астахов и болезненную для многих тему интернет-СМИ. Здесь адвокат напомнил о недавней инициативе Владимира Слуцкера, который предложил регистрировать все ресурсы, чья посещаемость составляет 1000 и более уникальных посетителей в день.

Астахов данную меру правильной не считает. По его мнению, количество посещений сайта не является подходящим критерием для регистрации его как СМИ. Ведь данный критерий очень переменчив. Поэтому нужно искать другие пути. Как минимум, нужно сделать регистрацию интернет-СМИ добровольной с уведомительным характером.

Вслед за рассудительным адвокатом свою волнительную и эмоциональную речь произнесла мама известной светской львицы Ксении Собчак. Сенатор Людмила Нарусова в прелестном костюме и стильных солнцезащитных очках с надрывом в голосе пыталась убедить присутствующих в том, что больше всех переживает за российскую часть Всемирной паутины. Особенно ее тревожит морально-нравственная сторона вопроса.

Оказывается, в арсенале Людмилы Борисовны имеется масса историй о разврате и промискуитете. Жаль, что демонстрировала она свою осведомленность, не ссылаясь на передачу своей дочери. По ее сведениям, участившиеся случаи пропаж детей и разгула маньяков вызваны не чем иным, как вседозволенностью Интернета.

Есть у Нарусовой и противоядие от такой «вседозволенности». По ее словам, в России, как правило, караются не сами действия, а только лишь последствия. А надо сделать наоборот и принимать предупредительные меры.

«Комплекс законодательных мер, направленных на профилактику киберпреступлений, должен предусматривать именно профилактику, а не борьбу с теми последствиями, которые они могут вызвать, – призвала Нарусова и продолжила: – Государство обязано заниматься профилактикой киберпреступлений против детей».

Не обошлось и без упреков в адрес журналистов. Людмила Борисовна припомнила, что несколько лет назад предпринимаемые ею попытки «обуздать» просторы Рунета соответствующим законом раскритиковали как только могли. Реакцию массмедиа трехлетней давности она назвала «болезненно-истерической реакцией интернетчиков и журналистов».

Памятуя о том, что и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев категорически против цензуры в Сети, сенатор пояснила, что ни тогда, ни сейчас «никто не собирается вводить цензуру в виртуальном пространстве». «Но обезопасить своих граждан и профилактировать те преступления, которые совершаются, – это конституционная обязанность государства», – констатировала она.

Еще одно последствие нерегулируемой интернет-жизни – зависимость от виртуальной реальности – взволновала директора Санкт-петербургской ГТРК Виталия Волкова.

По его данным, две трети пользователей Рунета признают то, что общаются в Сети больше, чем в реальной жизни. Беспокоит его и то, что зависимости от Интернета подвержены дети.

Однако в большей степени Волков переживает за секс-культуру подрастающего поколения. Он обнаружил, что многие современные подростки считают киберсекс заменой реальному общению с представителями противоположного пола. И это притом, что большинство российских мальчиков и девочек не знакомы с правилами интимной безопасности наяву. Впрочем, к чему Волков хочет подтолкнуть и без того раскованных подростков, так и осталось непонятным…

Выступление автора нашумевшего законопроекта о цензуре в Интернете, члена Совета Федерации Владимира Слуцкера выбивалось из общей канвы. По всей видимости, господин Слуцкер подготовился к слушаниям не так тщательно, как, скажем, Астахов. А потому читал свой доклад, не отрываясь от бумажки, монотонным голосом и абсолютно без выражения. Так что на фоне звонкого адвоката, эмоциональной Нарусовой и обеспокоенного Волкова сенаторское выступление выглядело бесцветным.

Слуцкер попытался отстоять свой злосчастный законопроект. По его словам, нововведения повлекут за собой внесение других поправок в статьи действующего закона. «В частности, в статью 24 «Иные СМИ», статью 12 «Освобождение от регистрации», в статью 44 «Порядок опровержения», статью 57 «Освобождение от ответственности» и другие», – зачитал написанное сенатор.

В целом же, полагает Слуцкер, нужно максимально четко очертить те условия, при которых онлайн-ресурс может считаться СМИ. А потом просто дополнить существующий закон поправками о сетевых средствах массовой информации…

После того как Слуцкер выступил со своим проектом, известный интернет-продюсер и депутат Госдумы Константин Рыков со страниц газеты ВЗГЛЯД дал ему совет: «Прежде чем вносить такие предложения, надо было хоть что-то узнать об Интернете: как он функционирует, что в нем можно регулировать, а что нельзя, чем онлайновая жизнь отличается от офлайновой».

Увы – сенатор советом коллеги-парламентария не воспользовался.

Предложение о поправках в существующий закон не пришлось по душе и участникам дискуссии в ОП. В частности, секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов (который, будучи министром печати и массовой информации, разрабатывал действующий закон о СМИ) считает, что для Интернета нужно свое собственное специализированное законодательство.

Стоит заметить, что в завершении длительных прений Людмила Нарусова не удержалась от того, чтобы вставить еще одно эмоциональное словцо. Она очень долго благодарила членов Общественной палаты за организованную встречу. Ей очень нужны и важны такие дискуссии, поскольку «это советы и помощь нам», то есть тем, кто пишет законы.

Впрочем, пока неизвестно, что из сказанного на сегодняшней встрече возьмут на заметку законодатели. Известно лишь, что в Госдуме об Интернете помнят – и занимаются этим вопросом люди, имеющие прямое отношение к Сети. В отличие от большинства участников беседы в ОП.