Музыкальные треки попались в сеть
В мире наблюдается бум распространения музыки в интернете. Усилиями популярных онлайн-магазинов, а также многочисленных пиринговых сетей, CD как носитель музыкальной информации быстро уходит в прошлое.
О том, что интернет как средство реализации музыкальных произведений становится все более популярным, говорит хотя бы тот факт, что ведущие мировые звукозаписывающие лейблы решили бесплатно распространять некоторый контент в сети.
Подтверждают тренд и исследователи. По результатам исследования Nielsen Sound Scan, с начала 2007 года продажи CD в США упали на 20%, а компания PricewaterhouseCoopers прогнозирует, что к 2011 году на СD музыки будет продаваться на $17,6 млрд, а через сеть – на $22,8 млрд.
Похожая ситуация с музыкой складывается и в России. По мнению аналитиков из PricewaterhouseCoopers , отечественный рынок CD в ближайшие 5 лет должен уменьшаться в среднем на 11% в год, а место нынешних музыкальных магазинов как канала распространения музыки займет интернет.
Причины очевидны: с каждым годом в мире продается все больше медиа-плееров, цифровые носители становятся дешевле и компактнее, развивается мобильный и широкополосный доступ в интернет (ШПД).
Теперь пользователю необязательно идти в магазин и покупать весь альбом ради одного–двух треков.
Существенное отличие России от Европы, США и Японии в том, что у нас рыночную нишу музыкальных интернет-магазинов частично заняли файлообменные сети и другие пиратские ресурсы.
Необычайная популярность плеера iPod и вывела в лидеры мирового рынка музыкальных онлайн-продаж магазин iTunes Store.
По информации западных аналитиков, iTunes Store контролирует около 70% всего рынка онлайн-музыки в США.
Однако один музыкальный трек в этом магазине стоит $1, что по российским меркам довольно дорого. Возможно, поэтому Apple не торопится запускать свой музыкальный сервис на территории России. Впрочем, это все же лишь вопрос времени.
«Скорее всего, в ближайшие 2–3 года Apple запустит в России iTunes Store, российский рынок слишком быстро растет, чтобы компания могла позволить себе игнорировать его – акционеры этого не поймут», – высказала свою точку зрения «Газете.Ru» Элина Юрина – директор Центра инвестиций в высокие технологии ИК «Финам».
Специалисты считают, что выручка от продаж онлайн-музыки будет постоянно расти. В интервью газете «Коммерсантъ» гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов сообщил, что, по его прогнозам, через пять лет 30–40% всей музыки в России будет продаваться в интернете.
Предпосылки для этого есть: Россия, в особенности Москва, переживает серьезный рост рынка ШПД.
Есть, впрочем, и другое мнение. «Проникновение высокоскоростного интернета и компьютерной грамотности в регионах РФ не позволит достичь показателя продаж 30–40% через 5 лет. Это может произойти позже, когда вырастет новое поколение людей, которые с интернетом на «ты» и уже привыкли покупать лицензионные продукты в сети. Участники рынка слишком много ждут от интернета и забывают о психологии. Всегда будут покупатели, которым нужно поговорить, подержать, заскочить по пути и т. п. Сами магазины могут измениться, превратившись в музыкальные клубы и кафе, но они никогда не будут заменены онлайновыми даже наполовину», – заверил «Газету.Ru» Александр Панько, эксперт аналитического агентства ITMonitoring.
Что интересно, некоторые ресурсы предлагают скачать или прослушивать музыкальные треки бесплатно (речь не идет о «пиратах») – например, MySpace, недавно открывший в Москве свое представительство.
Крупнейшая в мире социальная сеть договорилась с крупнейшими музыкальными лейблами – Universal Music, Sony BMG и Warner Music – о распространении музыки среди своих пользователей. Пользователю предлагается бесплатно прослушать трек и, если понравится, приобрести. Цена пока не сообщалась, однако глава MySpace Крис де Вулф пообещал: цены будут «конкурентноспособными».
«Создание магазина MySpace – это верный шаг к тому, чтобы вывести музыкальную индустрию на следующий уровень, потому что здесь потребители будут не только покупать музыку, но и обмениваться мнениями о прослушанном», – цитирует «Коммерсантъ» аналитика Forrester Research Джеймса Маккиви.
Примерно та же ситуация складывается и в России. Владимир Нифонтов, глава портала MP3search.ru, уже обдумывает возможность не продавать треки, а распространять их бесплатно вместе с рекламными сообщениями.
Пользователям предложат для скачивания бесплатной музыки ежедневно просматривать до десяти рекламных роликов.
«Российский пользователь не привык платить. Зато он уже вполне привык к рекламе. Модель «бесплатный контент в обмен на рекламу» может быть вполне конкурентоспособной», – говорит Элина Юрина. Однако Александр Панько с такими оптимистичными прогнозами не согласен. «Интерес к такому предложению будет у небольшого процента людей – у любителей «халявы» и у тех, кто сможет схитрить и найдет путь не смотреть рекламу. Данная бизнес-модель неэффективна», – считает он.
У онлайн-торговли есть очевидные достоинства. Например, «возможность продавать продукцию пользователю, который находится в любой части мира в круглосуточном режиме, низкие издержки (экономия на аренде и персонале, постоянный рост целевой аудитории», считает эксперт «Финама».
«Самое главное преимущество – спонтанность покупки. Пример: я читаю в афише про новый альбом Челентано, рецензия отличная, и я тут же покупаю альбом. Это реальное преимущество», – добавляет Александр Панько.
Электронная индустрия тоже постепенно разворачивается в сторону интеграции аудио-видео компонентов с компьютером и интернетом.
Появились новые виды устройств, например, медиа-плееры и мультимедийные центры на базе PC, а также мобильные интернет-устройства (MID).
Скорее всего, в ближайшем будущем для покупки, хранения и воспроизведения музыки будут использоваться мультимедийные ПК и медиа-усройства, умеющие самостоятельно работать с интернет-сервисами без помощи компьютера, а многие традиционные способы воспроизведения музыки (например, с помощью CD-плеера) уйдут в прошлое.
В свете происходящих перемен в музыкальной и электронной индустрии, грядущий переезд музыки из офлайна в интернет представляется совершенно неизбежным. Среди главных причин можно выделить: новые сервисы и богатейший ассортимент музыкальных интернет-магазинов, доступность музыки и сервисов в любое время и из любой точки мира, где есть доступ в сеть, снижающиеся цены на музыкальные произведения в интернете и, наконец, появление новых устройств, предназначенных для получения и воспроизведения музыки.