Домейнер или бренд?

Автор: Елена Чуйко

Закончились судебные разбирательства по поводу двух доменов Uralsib-bank.ru и Bankuralsib.ru. Тверской районный суд г. Москвы признал регистрацию и использование этих доменов гражданином России, ранее зарегистрировавшим на себя эти домены, незаконным и нарушающим права ОАО «Банк Уралсиб».



Максим Савицкий, старший вице-президент финансовой корпорации «Уралсиб», отметил, что считает это судебное решение не рядовым событием, а прецедентом для всего рынка. Воодушевленный победой, он призвал и другие российские компании не выбирать бесперспективный путь переговоров, а решать подобные вопросы в суде и сделать киберсквоттерство невыгодным бизнесом.

Но так ли все просто? Достаточно ли компании обратиться в суд, чтобы отобрать у домейнера права на доменное имя, аналогичное ее товарному знаку? И хотя в последнее время подобные решения все чаще принимались в пользу правообладателя торгового знака, исходов событий здесь может быть несколько.

Отличия – на нуле

Если доменное имя целиком и полностью совпадает с товарным знаком, то можно утверждать практически со стопроцентной уверенностью, что суд будет на стороне владельца брэнда.

При рассмотрении доменных споров судьи опираются на положение, прописанное в 4 части Гражданского кодекса РФ, и в частности на ст.ст. 1484 и 1519, заимствованные из Закона о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров. Это касается и использования товарного знака в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Андрей Воробьев, руководитель отдела по связям с общественностью RU-CENTER отмечает, что заимствованное из Закона о товарных знаках положение при внесении его в Гражданский Кодекс не претерпело изменений.

Статья утверждает, что «нарушением исключительного права правообладателя… признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения… в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации».

Поэтому если сходство признано значительным («до степени смешения»), суд будет на стороне правообладателя товарного знака.

Степень смешения

Но как определить эту «степень смешения»? Где проходит та грань, за которой доменное имя уже не так явно напоминает наименование товарного знака? В случае если совпадение не столь явно, работа суда может осложниться. В этом случае суд обращается за помощью к экспертам, которые и выносят решение о схожести доменного имени и товарного знака. Если сходность домена с товарным знаком до степени смешения будет доказана, то правообладатель товарного знака сможет отсудить домен. Если же нет – суд может встать и на сторону домейнера.

Андрей Воробьев отмечает, что в большинстве случаев суд встает на защиту владельцев интеллектуальной собственности, но есть примеры, когда домены по итогам разбирательства оставались у своих владельцев, в том числе и домейнеров.

Большую роль также играет то, насколько компания «умеет готовить» из сочетания торговой марки и имени домена, отмечает Светлана Прозорова, генеральный директор ООО «Регистратор доменов». «В любом случае совпадение — последовательно и логично, большинство компаний стремятся к этому, и совершенно правы. Узнаваемость марки с различных сторон и граней – это безусловный плюс», – отмечает она.

Домейнерский процент Рунета

На сегодняшний день, по оценкам регистратора доменов RU-CENTER, домейнерам принадлежит около 15-20% Рунета. Светлана Прозорова оценивает этот сегмент в 20% «плюс-минус километр».

«По аналогии с западным рынком, большую активность следует ожидать на вторичном рынке доменов, — отмечает Андрей Воробьев. — В судебной практике новым основанием для разрешения доменных споров может выступить законодательство о фирменных наименованиях».